Государственный профилактический проект «Здоровые города и поселки»
Вопросы здоровья и создания благоприятных условий для жизнедеятельности людей занимают центральное место среди Целей устойчивого развития, принятых в 2015 году Генеральной ассамблеей ООН, к реализации которых присоединилась и наша страна.
Государственный профилактический проект «Здоровые города и поселки» является наилучшим вариантом социальной модели здоровья на территориальном уровне.
Неинфекционные заболевания (НИЗ): рак, сердечно-сосудистые заболевания, диабет и хронические респираторные заболевания, а также их факторы риска (употребление табака, вредное употребление алкоголя, нездоровое питание и отсутствие физической активности) – растущая проблема в области обеспечения устойчивого развития современного общества.
НИЗ являются причиной 89% всех случаев смерти в стране, при этом 63% приходится на долю сердечно-сосудистых заболеваний; 53% населения с повышенным артериальным давлением (гипертензией) не принимают антигипертензивные препараты; 48% мужчин употребляют табак; каждый четвертый житель страдает ожирением.
Вероятность преждевременной смерти (до 70 лет) в Беларуси составляет 1 из 4 с вероятностью для мужчин более чем в два раза выше, чем для женщин.
Последствия НИЗ имеют географический градиент: среди сельского населения Беларуси более короткая продолжительность жизни и более высокие показатели преждевременной смертности, чем среди городского населения. В некоторых сельских районах средняя продолжительность жизни для мужчин составляет 61,3 года.
Потери человеческие неразрывно связаны с экономическими. Затраты, обусловленные НИЗ, в Беларуси оцениваются в 5,4% годового ВВП страны, а это больше, чем объем финансирования отрасли здравоохранения (4,6%).
НИЗ снижают производительность на макроэкономическом уровне, когда человек умирает преждевременно, объем продукции, который он мог бы произвести, теряется. Люди, страдающие от НИЗ, пропускают рабочие дни (временная нетрудоспособность) или имеют сниженную производительность труда во время присутствия на рабочем месте (формальное присутствие).
Потери для экономики от снижения производительности труда почти в 13 раз превышают объемы этих ассигнований (в 2015г. они составили 4,33 млрд. руб.). В 2015г. правительство израсходовало 330 млн. руб. на лечение четырех основных групп НИЗ.
Экономические потери, обусловленные НИЗ, в странах с низким и средним уровнем дохода за период 2011-2030 гг. оцениваются более чем в 21 триллион долларов США.
НИЗ влекут серьезные экономические издержки, выходящие далеко за рамки прямых затрат на здравоохранение.
При этом здравоохранение борется с последствиями длительного сочетанного воздействия факторов риска – уже имеющимися неинфекционными заболеваниями.
А создание условий для выбора в пользу здорового образа жизни, что само собой подразумевает исключение факторов риска, — задача межведомственная.
Меры, направленные на профилактику НИЗ, относительно низкозатратны и экономически эффективны (1 рубль, вложенный в профилактику, по международным данным экономит 8-10 рублей, затраченных на лечение), а эффект от инвестирования в борьбу с НИЗ будет распространяться на общество в целом.
При этом требуется участие секторов, находящихся за пределами здравоохранения, таких как финансовый, сельскохозяйственный экономический.
Президентом нашей страны А.Г.Лукашенко перед органами власти поставлены конкретные задачи, одна из которых звучит так: «Инициатива «Здоровые города и поселки» должна перерасти в масштабный государственный проект». В развитие поручений Главы государства в нашей стране и утвержден Государственный профилактический проект «Здоровые города и поселки».
Жизнь в городе оказывает влияние на здоровье, проявляясь через природную, антропогенную и социальную среду, а также доступ к услугам и местам, содействующим здоровьесбережению.
РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЫЕ ГОРОДА И ПОСЕЛКИ»:
Государственный профилактический проект «Здоровые города и поселки»
Состав Координационной группы управления государственным профилактическим проектом «Здоровые города и поселки»
Протокол заседания Межведомственного Совета по формированию здорового образа жизни, контролю за неинфекционными заболеваниями, предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табачного сырья и табачных изделий при Совете Министров Республики Беларусь от 7 декабря 2021 г. № 2
ДОКУМЕНТЫ, КООРДИНИРУЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА В РЕГИОНАХ:
Программа деятельности национальной сети «Здоровые города и поселки» на 2022-2023 годы
Рекомендации для органов управления и самоуправления по вопросам продвижения, развития и реализации государственного профилактического проекта «здоровые города и поселки» на уровне административно-территориальной единицы
Обновленный базовый перечень критериев эффективности реализации государственного профилактического проекта «Здоровые города и поселки»
ДОКУМЕНТЫ, КООРДИНИРУЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА В МИНСКОЙ ОБЛАСТИ:
Состав областной группы управления государственным профилактическим проектом «здоровые города и поселки» в Минской области
Перечень населенных пунктов, реализующих государственный профилактический проект «Здоровые города и поселки» в Минской области (по состоянию на 01.01.2023)
ДОРОЖНАЯ КАРТА продвижения государственного профилактического проекта «Здоровые города и поселки» на территории Минской области на период до 2030 года